Путраджайя
Путраджайя (Putrajaya: putra – принц, jaya – славный, успешный) – новый административный центр Малайзии. Расположен в 20 км к югу от столицы Куала-Лумпура. Основан 19 декабря 1995 г. С конца 1999 г. здесь находится рабочая резиденция премьер-министра и правительства. Город назван в честь первого премьер-министра Малайзии А.Рахмана, который был принцем по происхождению. Путраджайя имеет статус федеральной территории с населением ок. 67 тыс.человек.
Строительство города началось в августе 1995 г., а в июне 1999 г. состоялось его официальное открытие. Перевод сюда госучреждений стартовал в 1999 г., и к 2005 г. число сотрудников, работающих в Путраджайе, достигло 16 тысяч.
В феврале 2001 г. по распоряжению четвертого премьер-министра Малайзии М.Мохамада новая столица была выведена из «областного» подчинения штата Селангор и получила статус «федеральной территории» (помимо Путраджайи им обладают Куала-Лумпур и Лабуан – остров в восточной Малайзии, являющийся офшорным банковским центром). Площадь Путраджайи составляет 4931 га, 1826,5 из которых (37%) занимают открытые пространства, водоемы и зеленые насаждения, равномерно распределенные по городской территории.
В основе композиционной структуры генплана Путраджайи лежит протяженная ось, прочерченная с северо-востока на юго-запад. Ее направление определено особенностями холмистого рельефа и, прежде всего, формой искусственного озера и его притоков. Чтобы в полной мере использовать преимущества природного окружения и сделать город живописным, трассировка улиц и планировка кварталов в максимальной степени осуществлены с требованиями топографии. Изрезанная береговая линия позволила создать благоустроенную прогулочную зону длиной 38 км., к которой примыкают площади, парки, зоны отдыха и наиболее репрезентативные жилые комплексы.
Путраджайя состоит из двух основных зон: центрального ядра и периферийных микрорайонов, разделенных искусственным озером, посреди которого на вытянутом в длину острове расположен Центральный район площадью 1069 га. Он разделен на пять кластеров, которые «нанизаны» на широкий 4,2 километровый проспект Persiaran Perdana – правительственный, коммерческий, полифункциональный, спортивно-рекреационный, а также общегородской культурный и общественный центр.
Главная столичная магистраль, композиция которой явно вдохновлена Елисейскими полями, является «становым хребтом» Центрального района. Она проходит вдоль всего острова, соединяя центр города с периферийными кварталами. В северной части эспланаду замыкает здание канцелярии премьер-министра, а в южной –конгресс-холл. Помимо транспортной, проспект также несет и репрезентативную функцию – именно здесь проходят парады, праздничные шествия, народные гуляния и разнообразные торжественные мероприятия.
Здания правительственных офисов возведены на территории района Dataran Putra, вытянутого вдоль главного проспекта и берегов искусственного озера. Помимо госучреждений в городе строятсяофисные здания, в которые переезжают штаб-квартиры или филиалы банков, страховых компаний и медиахолдингов. Периферийная зона состоит из 15-ти разновеликих микрорайонов, двенадцать из которых преимущественно жилые.
Планировка жилых кварталов также связана с естественной топографией и организована вокруг открытых общественных пространств. Всего выстроено 67 тысяч жилых зданий разного типа и размера, рассчитанных на разный достаток. Большая часть периферийных микрорайонов имеет свой общественный центр, парк, культовые сооружения, расположенные в 5-минутной пешеходной доступности от каждого жилища. Из общественных сооружений в жилых кварталах имеются школы, детские сады и образовательные центры, поликлиники, торговые центры и т.д.
Кроме этого, в городе имеются поля для гольфа, стадион и культурный центр. Среди наиболее впечатляющих сооружений – главная мечеть, вмещающая 15 тысяч верующих, а также пока единственный музей – редких копий Корана.
Связь с Куала-Лумпуром и аэропортами KLIA и KLIA-2 обеспечивает сеть автомобильных и железных дорог. В 2002 г. была пущена в эксплуатацию скоростная железнодорожная линия KLIA Transit, которая соединила центральный вокзал Куала-Лумпура через Путраджайю с новым аэропортом.
Центральный и перифеийные районы Путраджайи обслуживаются преимущественно наземным транспортом (в настоящее время автобусы и такси). Создается также система монорельсовых дорог (хотя изначально планировалось строительство мини-метро) из двух линий: 12-километровой ветки с семнадцатью станциями и 6-километровой с шестью. В перспективе монорельс должен связать центр новой столицы с железнодорожной станцией KLIA Transit, а также отдельные районы города друг с другом.
В целом, пассажиропоток распределяется следующим образом: личным транспортом пользуется 70%, тогда как на общественный приходится не более 30%. Это объясняется тем, что большая часть работающих в городе-спутнике приезжает из других районов Куала-Лумпура, а также наличием широкополосных автодорог высокого качества. Транспортное обслуживание внутри города организовано по принципу «park and ride» (автомобиль + общественный транспорт). В периферийных районах построены 7 парковочных стоянок, объединенных с железнодорожной и автобусными станциями ( а в будущем и линиями монорельса) и стоянками велосипедов. В городе создана разветвленная сеть пешеходных и велосипедных дорожек, которая в значительной степени снимает проблему перемещения по новому административному центру.