Посольство Российской Федерации в Малайзии
Дежурный телефон
+603 4256 0009
/
ru en

Международный аэропорт Куала-Лумпура

 Общая информация

Международный аэропорт Куала-Лумпура ("Kuala Lumpur International Airport" или "KLIA") построен в 1997 г., его строительство продолжалось четыре с половиной года, введен в эксплуатацию 28 июня 1998 г. С этого времени позиционируется как главный воздушный порт Малайзии. Идентификационный код, присвоенный Международной ассоциацией воздушного транспорта (ИАТА) - "KUL", Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) - "WMКК". площадь используемой территории 100 км2. Расстояние до центра Куала-Лумпура по автодороге . около 70 км. В настоящее время поставленная перед а/п стратегическая задача - превращение "KLIA" в главный региональный центр авиаперевозок. Основные конкуренты Куала-Лумпура . международные аэропорты Сингапура и Бангкока.

Максимальный пассажирооборот аэропорта изначально был предусмотрен на уровне 25 млн. чел. в год (с введением в строй малобюджетного терминала - 35 млн. чел.). В 2007 г. через аэропорт прошли около 25,5 млн. пассажиров. Генеральным планом развития а/п Куала-Лумпура заложены возможности расширения а/п для обслуживания 100 млн. пассажиров. Планом предусматривается также строительство поля для гольфа, торгового центра, нескольких гостиниц, тематического парка и тропического заповедника. В перспективе создание на территории а/п Свободной экономической зоны.

Закреплению на малайзийском направлении на постоянной основе российских авиакомпаний мешает ряд объективных и субъективных трудностей. Из компаний стран СНГ постоянно представлены только "Узбекские авиалинии", осуществляющие два рейса в неделю до Ташкента, откуда осуществляются транзитные перелеты до ряда населенных пунктов России. Транзитное сообщение между Куала-Лумпуром и городами России возможно и через многие другие международные центры авиаперевозок, наиболее часто используемые - Бангкок, Гонконг, Дубаи, Доха, Вена.

Аэропортовый сервисный сбор составляет 11,5 долл. США для международных и 1,5 для местных перелетов. Сборы за дополнительные меры безопасности введены с 2005 г. и составляют 1,7 и 0,85 долл. США соответственно. Все налоги и сборы традиционно включены в цены авиабилетов.

 

 Архитектурный облик

Архитектурный облик главного терминала отличается изысканностью и продуманностью конструкции. Архитектор - недавно ушедший из жизни японец Кишо Курокава . проектировщик многих выдающихся сооружений во всем мире, в том числе комплекса зданий и аэропорта столицы Казахстана г. Астана, нового строящегося стадиона "Зенит" в Санкт-Петербурге. Необычно выглядит крыша здания, представляющая собой куполообразную конструкцию сложной геометрии, сочетающую стилизованные в модернистском стиле мотивы традиционных малайских построек и палаток бедуинов. В дизайне крыши и стен сделан упор на проникновении максимального количества естественного света внутрь а/п, для чего в большом объеме применены стеклянные конструкции. Концепция "Аэропорт в лесу, лес в аэропорту" призвана подчеркнуть симбиоз футуристических технологий и естественных условий окружающей природы. С этой целью на предусмотренной для а/п территории (бывшие пальмовые плантации) высажено около 1 млн. деревьев и кустарников. 130-метровый Командно-диспетчерский пункт . второй по высоте в мире . выполнен в форме гигантского олимпийского факела.

 

 Менеджмент

Общее управление "KLIA" осуществляется компанией "Malaysia Airports Holdings Berhad" ("MAНB"), которая объединяет все 39 а/п Малайзии, в том числе ещё четыре международных (в городах Кучинг, Кота Кинабалу, Джохор Бару и а/п о. Пинанг). Однако подавляющее большинство россиян въезжают на территорию Малайзии именно через "KLIA". С момента ввода в эксплуатацию "KLIA" неизменно получает высокие рейтинговые оценки различных международных организаций и профессиональных изданий за высокий уровень обслуживания пассажиров.

 

 Инфраструктура

Аэропорт располагает двумя полнофункциональными взлетно-посадочными полосами (ВПП) длиной 4244 м и 4247 м, шириной 60 м. Предусмотрено 106 парковочных стоянок для самолетов различных типов, что позволяет осуществлять до 120 взлетов-посадок в час, в рабочем режиме - до 70.

В настоящее время аэропорт состоит из трех терминалов: Главного ("KLIA"), Малобюджетного ("LCCT-KLIA ") и грузового ("KLIA-Cargo").

Главный терминал. В зале вылета находится 216 стоек регистрации, в транзитной зоне - 16 трансферных стоек для транзитных пассажиров. Таможенный досмотр осуществляется при помощи26 пунктов досмотра. На прилете предусмотрено 69 стоек иммиграции, на вылете - 61. Часть стоек автоматизирована (т.н. "autogate") и предусмотрена исключительно для ускоренного прохождения иммиграционного контроля гражданами Малайзии - владельцами электронных паспортов, предполагает минимальный объем действий сотрудников иммиграционной службы. Из 12 багажных каруселей 10 предназначены для международных рейсов, 2 . для местных. Система транспортировки багажа использует полностью автоматизированные высокоскоростные ленточные конвейеры-транспортиры, в т.ч. связывающие Сателлитное здание с Главным (1,1 км). Общая длина транспортиров - 33 км. Предусмотрена возможность ранней (до 8 часов до вылета) регистрации пассажиров. С этой целью действуют специальные стойки регистрации и временное хранилище на 1200 мест багажа. Камера хранения в классическом понимании отсутствует.

Терминал конструктивно разделен на основное ("MTB") и сателлитное здания ("SAT"). Основное здание имеет 5 уровней, а также 2 примыкающих к ним т.н. мезонинных уровня ("mezzanine floor"). В нем находятся залы прилета и вылета, стойки регистрации (третий и пятый уровни), иммиграционный и таможенный контроль, карантинные службы (мезонинные уровни). Выходы к самолетам всех местных рейсов и части международных расположены в примыкающем к мезонинным уровням двухплечевом контактном пирсе. Доступны стандартные услуги, такие как дополнительная упаковка багажа (пятый уровень), стойки информации (в зале вылета и в транзитной зоне контактного пирса), центральное и вспомогательные информационные табло данных о прилетах и вылетах, бизнес центр, комнаты и залы для привилегированных категорий пассажиров и важных персон. В наличии медпункт, аптека, почтовое отделение, комната матери и ребенка, бюро находок, комнаты для молитв (отдельно для мусульман и для представителей других религий). Лифты и эскалаторы для перемещения между уровнями основного здания предполагают возможность использования багажных тележек при переходе между уровнями. Все зоны аэропорта оборудованы специальными приспособлениями для инвалидов. Поясняющие знаки и таблички на территории Главного терминала выполнены на малайзийском и английском языках, некоторые - дополнительно на китайском, японском и арабском. Работает транспортная компания . агент по доставке несопровождаемого багажа, представлены 14 компаний по прокату а/м, офисы продаж более десятка гостиниц Куала-Лумпура (третий уровень).

На четвертом уровне располагаются офисы представительств авиакомпаний. С подземного (первого) уровня осуществляется посадка на экспресс-поезд до ж/д вокзала Куала-Лумпура.

основное и сателлитное здания связывает челночный автоматизированный поезд ("Aerotrain"), состоящий из двух курсирующих в противоположном направлении составов (по 3 вагона), на которых осуществляется доставка пассажиров. Составы   преодолевают расстояние в 1,2 км со скоростью до 56 км/ч. Максимальное количество пассажиров одного состава - до 400 чел. Максимальное время ожидания - 5 мин.

сателлитное здании . двухуровневое в форме креста. Здесь осуществляется непосредственно посадка и высадка пассажиров (первый этаж), находятся магазины беспошлинной торговли, предприятия питания, залы для пассажиров первого и бизнес-класса. Функционирует камера хранения малогабаритного багажа (ручной клади). Выделены две зоны для курящих пассажиров (в основном здании отсутствуют). В центре здания находится тропический сад.

Всего свои услуги по обслуживанию пассажиров предоставляют 28 точек общественного питания и около 90 магазинов розничной торговли. Число точек розничной беспошлинной торговли в Сателлитном здании постоянно увеличивается с целью создания единого торгово-коммерческого пространства без создания перебоев в повседневном обслуживании пассажиров.

Транзитной зоной является всё Сателлитное здание и часть Основного.

Основные службы аэропорта функционируют 24 часа в сутки.

Многоэтажная стоянка на более чем шесть тысяч стояночных мест для различных видов транспорта находится перед зданием основного терминалом находится. Парковка состоит из четырех семиэтажных блоков, соединенных друг с другом. Доступ к парковке осуществляется со второго уровня Основного здания. Стоянка оборудована 20 лифтами, 8 эскалаторами, 44 информационными табло. Оплата стоянки почасовая. Также на определенном удалении от Главного здания действует открытая стоянка на 5509 автомобилей и 2644 мотоцикла, предусматривающая длительные периоды парковки и посуточную оплату.

В непосредственной близости от аэропорта расположена пятизвездочная гостиница "Pan Pacific Hotel Kuala Lumpur" на 441 номер. Доступ в Основной терминал (уровень 2) осуществляется по специальному переходу без выхода на открытое пространство. Для непродолжительного отдыха транзитных пассажиров доступна "Airside Transit Hotel" на 80 номеров. Доступ в неё осуществляется из сателлитного здания. Оплата услуг почасовая. Размещение пассажиров столичного а/п возможно ещё в двух гостиницах . "Empress Hotel" и "Concorde Inn". Расстояние . 7-8 мин. езды на автотранспорте как от Главного терминала, так и от Малобюждетного.

В 7 км от а/п находится трасса "Формулы 1".

 

 Безопасность

Совершенствование мер безопасности пассажиров в а/п и в воздухе является одним из приоритетов политики управляющей компании, особенно после терактов 2001 г. В а/п функционирует собственная служба безопасности. Багаж пассажиров проходит 4-х уровневую проверку.

В соответствии с рекомендациями ИКАО в 2007 г. введены дополнительных меры безопасности в отношении пассажирских судов, прежде всего направляющихся в США и страны Евросоюза. Особый упор сделан на предполетный досмотр ручной клади для предотвращения провоза пассажирами потенциально небезопасных предметов и веществ на борту. На мезонинном уровне (вылет) Основного здания после прохождения паспортного контроля установлен дополнительный уровень безопасности с использованием рентгенофотографов. Требования провоза жидкостей аналогичны тем, которые действуют и в российских аэропортах.

За 9 лет работы а/п был зафиксирован только один серьезный инцидент с воздушным судном: в 2001 г. за пределы ВПП выкатился самолет Саудовской авиакомпании.

 

 Малобюджетный терминал

В 2006 г. сдан в эксплуатацию терминал для обслуживания малобюджетной авиации ("Low-Cost carrier terminal" или "LCCT-KLIA"). Строительство терминала было начато летом 2005 г. и завершено в рекордные 9 месяцев. Малобюджетный терминал рассчитан на обслуживание до 10 млн. пассажиров в год.

В отличие от Главного терминала " LCCT- KLIA" представляет собой одноэтажное здание площадью 35 тыс. м2, в котором сосредоточены все функциональные компоненты рабочей зоны аэропорта. Действуют 72 стойки регистрации пассажиров, в т.ч. 20 для безбагажного оформления; по 12 стоек иммиграционного контроля на вылете и прилете и по 2 автоматических прохода для граждан Малайзии . владельцев электронных паспортов; 20 выходов на посадку и 8 на выход из самолетов; 5 багажных каруселей; 6 пунктов таможенного досмотра.

Инфраструктура малобюджетного терминала значительно отличается от своего "старшего брата" в сторону упрощения, однако в наличии имеются все необходимые средства обслуживания пассажиров: предприятия питания, банкоматы, пункты обмена валют, телефоны-автоматы, услуги по аренде а/м, бронированию гостиниц. Перед терминалом находится вместительная парковка открытого типа на 1100 а/м. В транзитной зоне также работают магазины беспошлинной торговли.

На конец 2006 г. международные перелеты из "LCCT"осуществлялись в 10 стран региона. С середины 2007 г. география полетов начала планомерно расширятся на Европу, Австралию, Центральный Китай и Индию. При этом цены билетов на перелеты бюджетными авиалиниями намного дешевле, чем у классических авиакомпаний.

С целью увеличения пассажиропотока начинают осуществляться планы дальнейшего расширения "LCCT". На первом этапе будут увеличены залы прилета и отлета, а также дополнительно сооружены от 3 до 5 стоянок для широкофюзеляжных самолетов, выполняющих дальне-магистральные перелеты. Второй этап предполагает расширение автостоянки и увеличение количества торговых точек. данные меры позволят увеличить пропускную способность малобюджетного аэропорта до 15 млн. пассажиров в год.

 

 Транспорт

Отдельное развитие получила система транспортировки пассажиров между "LCCT-KLIA", "KLIA" и Куала-Лумпуром. Действует автобусное, железнодорожное сообщение, услуги такси. Район аэропорта окружен разветвленной сетью автомагистралей, соединяющих его напрямую или транзитно с близлежащими городами и населенными пунктами. Используются 3 автомагистрали (2 платные и 1 бесплатная), соединяющие аэропорт со столицей. Проезд по платной дороге - около 2,5 долл. США.

Важным способом коммуникации является ж/д ветка "Express Rail Link" между   Главным терминалом и Центральным вокзалом куала-лумпура. Эспресс-поезда "KLIA Express" и "KLIA-Transit" повышенной комфортности (кондиционирование, контурные сиденья, с/у) отправляются каждые полчаса, преодолевая расстояние между в 57 км за фиксированные 28 и 35 мин. соответственно. Скорость движения поезда - до 160 км/ч. Стоимость проезда около 10 долл. США. Автобусная поездка обойдется в 3-6 долл., такси - порядка 20-25 долл. При этом в зале прилета продаются предварительно оплачиваемые купоны для поездок на такси. 50% наценка действует с полуночи до 8 утра. Проезд по платной дороге оплачивается пассажиром дополнительно.

При посадке на экпресс-поезд в городском авиационном терминале Куала-Лумпура ("City Air Terminal", находится на территории Центрального вокзала, имеет собственный присвоенный "ИATA" идентификационный код "KLX") предусмотрена возможность прохождения регистрации с получением посадочного талона, досмотра и сдачи багажа. Система транспортировки багажа интегрирована с аналогичной в Главном терминале аэропорта. Непосредственно в терминале проводится только иммиграционный контроль. Пока эта услуга доступна для пассажиров всего нескольких компаний. В ближайшее время у прилетающих пассажиров ряда авиалиний при использовании экспресс-поезда появится возможность получения багажа в городском аэровокзале с указанием его кода на багажном талоне в пункте вылета.

Организовано автобусное сообщение между Главным терминалом и отдаленными пунктами полуостровной Малайзии, такими как гг. Куантан, Ипо, Малакка, Джохор Бару.

Несмотря на использование одного летного поля и географическую близость зданий малобюджетного и Основного терминалов, расстояние по автомагистрали между ними составляет около 20 км. В скором будущем предполагается построить дополнительную монорельсовую скоростную ж/д ветку между терминалами протяженностью от 11 до 13,4 км, которая обеспечит надежное сообщение между ними. Время проезда также будет фиксированным и составит 9-11 мин. Сейчас этот высоко-востребованный маршрут обслуживается только автобусами и такси, подъездное время - около 20 мин. Монорельс также позволит завершить создание единого железнодорожного транзитного сообщения между столицей и "LCCT-KLIA".